«Музыкальные инструменты звучат насыщенно, слаженно, очень правдоподобно и органично".

Обзор аудиосервера Aurender X100— журнал Hi-Fi World
Дисковые утехи


Оснащенный жестким диском (HDD) аудиоплеер Aurender новейшей модели X100 предоставляет огромный объем памяти для хранения файлов, а стоит сравнительно недорого. Приятными впечатлениями от его прослушивания делится Рафаэл Тоудз (Rafael Todes).



С тех пор, как я обозревал аудиоплеер Aurender S10, минуло уже три года. Плеер произвел на меня огромное впечатление: он показался одним из лучших не-оптических проигрывателей цифрового аудио из тех, что мне довелось к тому времени протестировать.

Разумеется, меня заинтересовало новое детище фирмы Aurender, увиденное на выставке в Уиттлбери (Whittlebury Show) — почему-то в павильоне компании Audio Note. По ширине он в два раза меньше S10, но смотрится ничуть не хуже. Строго говоря, существуют два варианта этой модели — X100S и X100L, оснащенные 1 Тб и 6 или 8 Тб памяти соответственно (вы, наверняка догадались, что S и L в индексе означают размер — Small и Large).

Обе модели оборудованы твердотельной системной памятью на 120 Гб, из которой и считываются аудиофайлы. Перед тем, как попасть в очередь на воспроизведение, трек копируется из хард-диска на твердотельную память, чтобы на звучании не отражались помехи, наводимые HDD-приводом (одновременно такой подход обеспечивает и низкий уровень шума при работе всего устройства).

Другое важное отличие от S10 состоит в том, что данные на цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) подаются только с порта USB. Значение этого кое-кому может показаться неочевидным: большинство высококлассных ЦАПов имеют USB-вход, но, как выяснилось пару лет назад, когда я прослушивал несколько моделей USB−S/PDIF-конвертеров для группового теста, качество их работы сильно разнится — только лучшие обеспечивают широкую аудиосцену и четкую звуковую картину.

Худшие же легко жертвуют объемностью звучания, внося в него тонкий слой электронной пелены, известной многим как «джиттер». Итак, по результатам проведенного прослушивания я бы предпочел иметь плеер с S/PDIF-, а не с USB-входом.

При прослушивании я пользовался CD-проигрывателем Esoteric K-05 (в настоящее время он для меня является референсным), а также цифро-аналоговым преобразователем dCS Debussy. Последний по характеристикам превосходит ЦАП, которым оснащен K-05, но звучит почему-то не столь приятно. Узел ЦАПа в «Эзотерике» работает чуть спокойнее и создает более выраженный эффект присутствия, в то время как dCS может звучать несколько отстраненно.

Однако результат совместной работы Aurender X100 и Esoteric разочаровал — лишь когда я переключился на dCS, плеер X100 сумел показать себя с наилучшей стороны. Звучание вдруг стало изысканным и четко управляемым, в нем появились отличия заметнее тех, что вызывает разница в ЦАПах.

А когда я заменил встроенный в Esoteric USB−S/PDIF-конвертер конвертером Halide Bridge, звучание улучшилось еще более существенно. Значит, всему виной был не Aurender, а USB-выход проигрывателя Esoteric K-05!

Если говорить о совместимости, то Aurender читает файлы WAV, FLAC, ALAC APE, AIFF, а также M4a — и воспроизводит треки DSD (DFF/DSF). Работая в локальной сети, он видит любое NAS-устройство, так что число воспроизводимых им треков отнюдь не ограничивается хранящимися на его HDD.

Цепи, не работающие с аудиосигналом, питаются от импульсного источника, размещенного в отдельном экранированном отсеке корпуса, что сводит риск помех к минимуму.

Наконец, для Aurender'a создано управляющее iPad/iPhone-приложение, простое и надежное; оно позволяет посредством одного-единственного прикосновения к экрану портативного гаджета начать прослушивание желаемого трека.

Из приложения можно выбирать категорию поиска, размерность файла, а также осуществлять поиск по алфавиту, причем легко и удобно. Чтобы перенести CD на хард-диск, т.е. «рипнуть» компакт-диск, нужно подключить к Aurender'у CD-ридер, а картинку с обложкой и данные о треках Х100 найдет в интернет-базе данных сам. Риппинг одного диска занимал всего несколько минут, а метаданные в интернете нашлись для большинства альбомов, которые мне вздумалось «скормить» Aurender'у.

Лишь для нескольких экзотических компакт-дисков метаданные отсутствовали, так что названия треков пришлось набивать вручную. Это довольно хлопотное дело, поскольку требует сетевого подключения компьютера к Aurender'у.

На перенос всей моей фонотеки ушел целый день, т.к. скорость передачи по сети гораздо ниже, чем по USB-интерфейсу.

На передней панели Aurender'а есть несколько кнопок — для воспроизведения/паузы и перехода к следующему/предыдущему треку, но в общем и целом при управлении им без iPad не обойтись.

Итак, соединив Aurender с USB-входом ЦАПа dCS Debussy (кстати, из соображений синергии фирма dCS взялась за дистрибуцию изделий Aurender в Великобритании) я получил союз из тех, которые, как говорят, заключаются на небесах.



КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ

Я начал прослушивание с «живой» записи второй серенады Брамса, сделанной в высоком разрешении фирмой LSO (дирижер Бернард Хайтинк (Bernard Haitink)). Звучание было роскошное, подробное и поистине захватывающее. В паузах царило полное безмолвие. В данном случае себя полностью оправдала т.н. «естественно органичная» технология записи: простая, но правильная схема расположения микрофонов в сочетании с разрешением 24 бит/48 кГц дала полное ощущение присутствия на живом концерте. Мне редко доводилось слышать это произведение в лучшем качестве — теперь я понимаю, зачем нужно было создавать данную серию записей. Здесь по-настоящему четко отрабатываются сигналы с крутыми фронтами, да и динамика производит сильное впечатление.

Перейдем к трекам по-настоящему высокого разрешения. Речь пойдет о живом концерте Allegri Quartet, который я записал в формате 24/96 в Оксфорде. И снова получилась одна из лучших версий этой записи, которые мне довелось слышать. Музыкальные инструменты звучат насыщенно, слаженно, очень правдоподобно и органично. Ничто так не удается dCS, как передача хорошо записанного живого концерта, поскольку он великолепно отображает акустические особенности помещения, в котором этот концерт происходит. Средние звучат на удивление устойчиво, нет ни джиттера, ни искажений, которые были явственно слышны при воспроизведении через систему рангом пониже. Этот проигрыватель, без преувеличения, создан для утонченного воспроизведения аудиозаписей высокого разрешения.

Теперь побеседуем о треках, переписанных с компакт-дисков. Для меня фортепианное трио The Beaux-Arts олицетворяет все, что нужно первоклассному музыкальному коллективу: вдохновение, наличие ярких творческих личностей и великолепная интуиция. В очаровательных записях фортепианных трио Моцарта, сделанных на фирме Philips, The Beaux-Arts удалось на удивление точно передать пресловутую пасторальную прелесть этих произведений. В заключительной части последнего трио, в тональности соль-мажор, есть рондо, как бы уносящее слушателя в разные уголки Австрии.

Aurender наполняет его красотой и очарованием — мне и впрямь показалось, будто я побывал в Австрии — однако смутное сомнение продолжало меня терзать. Манере воспроизведения недоставало той кристальной реалистичности, какую обеспечивал Esoteric K-05.

Казалось, я чуть отдалился от точности, присущей воспроизведению с компакт-диска, от той четкой и буквально осязаемой звуковой сцены, которую оно создает, от эффекта присутствия на живом концерте…

Aurender X100 олицетворяет пример остроумного решения проблем цифрового аудиоплеера. Его конструкция тщательно продумана и великолепно воплощена. Он стоит в одном ряду с лучшими аудиоплеерами, какие мне довелось тестировать. Файлы высокого разрешения он воспроизводит безукоризненно — это, как говорится, его конек. Однако качество звучания компакт-дисков, перенесенных на встроенный HDD, несколько уступает тому, какое обеспечивает CD-проигрыватель Esoteric K05. Показатели близки: Aurender дает около 90% качества K05; оставшиеся «за бортом» 10% многие посчитают скромной платой за многочисленные удобства, которые Aurender при этом предоставляет.

Однако владелец достаточно прозрачной (читай высококачественной) системы, стремящийся «поймать» все подробности записи до последнего нано-нюанса, услышит небольшую разницу в звучании треков непосредственно с компакт-диска и с встроенного в Aurender HDD. Иными словами, всем этот аудиоплеер угодить не сможет.



ТЕСТОВАЯ АППАРАТУРА

Моноблоки VAC Phi 200, предусилитель VAC Signature Mk2a, CD-проигрыватель Esoteric K-05, громкоговорители B&W 802d, сетевой регенератор PS Audio PS10, USB−SPDIF-конвертер Halide Bridge.